Method system::includeEditInPlaceJs doesn't exist

О2

Сайт оптимизирован для ширины экрана от 1280 px
Для регистрации нажмите здесь
Поиск по сайту:
Поиск по Интернету:
 Facebook   Twitter
Меню раздела
Обновления
09.03.2024

Спортсмены клуба: обновлено

05.02.2024

Рейтинг: обновлен

28.01.2024

Рейтинг: обновлен

07.12.2023

Рейтинг: обновлен

26.11.2023

Возобновлена "Колонка редактора"
Рейтинг
: обновлен

12.11.2023

Настоящее/спортсмены: киокусин и нокдаун
Рейтинг
: обновлен

Фототека
Фото из последних галерей

Бусидо


Из истории клуба

Женская сборная "Бусидо" 15


Случайный плакат


Кубок Москвы по кикбоксингу WAKO 10

Интервью
Интервью для предвыборной газеты Константина Белого
Интервью для предвыборной газеты Константина Белого. О.Ф.Масков | Главный_редактор | 21963
Рамиль Габбасов. Об уважении
Интервью Исполнительного директора РСБИ Рамиля Габбасова журналу "Боец-Инфо". Евгений Антонюк | Главный_редактор | 21280
Невероятная история Сергея Ковалева – чемпиона мира по боксу
Потрясающая история лучшего профессионального боксера России Сергея Ковалева от журнала GQ | Главный_редактор | 22242

ПАРТНЕР СК "БУСИДО"
Фитнес-центр в Измайлово
Герой дня
Главная тема

Смердынь. Лейтенант Ильин. «Былъ».

Посетителей:   29846

Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Смердынь. Лейтенант Ильин. «Былъ».
Зарегистрированный пользователь Главный_редактор 29-09-2010 17:40 Теги

Смердынь. Лейтенант Ильин. «Былъ».

 

В прошлые выходные дела опять занесли меня далеко от дома. Я отправился в Тверскую губернию на самую границу с Новгородской и Вологодской областью - в село Лесное, что километрах в 150 от Бежецка, с которым мы уже неплохо знакомы. Как обычно, я собирался после всех дел постараться познакомиться с достопримечательностями этого района, не ожидая уж ничего такого особенного. Но я даже не предполагал, что я оказался на родине человека, фактически уничтожившего весь турецкий флот в Чесменской битве, что навсегда изменило расстановку сил на Черном море и сделало Россию великой морской державой. За всю тысячелетнюю историю российских войн не наберется, наверное, и десятка героев, чей подвиг имел бы такое значение для всей русской истории - лично мне приходит в голову только подвиг Александра Пересвета на Куликовом поле. И этим героем был - не адмирал или фельдмаршал - а 33-летний лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин.

 

Итак, я оказался в глухой глубинке. Село Лесное только с 1990 года вошло в состав Тверской области. До этого оно относилось к Весьегонскому уезду Новгородской , потом Тверской губернии, а при Совесткой власти - к Московской области. И называлось оно до 1930 года селом Смердынь. Причин переименования я не знаю, но этот факт увековечен в мемориальном камне в центре городка.

Напротив администрации города, рядом с традиционным для любого маленького российского города памятником Ленину, стояли два плаката. На одном кратко излагалась история села,

а на другом было коротко написано: «Герой русско-турецкой войны лейтенант русского флота Дмитрий Сергеевич Ильин».

Я не поверил своим глазам. К моему удивлению оказалось, что герой русского флота - уроженец густых лесов и бескрайних болот Северо-Запада Руси. Подробности подвига Ильина я уже не помнил, но то что его действия - ключевой эпизод Чесменской битвы, уничтожившей весь турецкий флот, я помнил хорошо. Еще со школы и рассказов моего друга - историка мне врезалось в память, что в ознаменование той победы были отчеканены медали, на которых изображен горящий турецкий флот и выбито только одно слово: «Былъ».

 

События подобные Чесменской битве должен знать каждый русский человек. Потому что это - то, что делает нас единым народом. Я вообще считаю, что есть два аккумулятора некоей энергии, удерживающей людей как единое целое, как единый народ - это общий язык и общая история. А потому если нам дорога наша страна мы обязаны помнить ее историю, потому что забвение - это начало распада. И это, к сожалению, уже происходит. Величайшая победа русского флота до сих пор не внесена в перечень Дней воинской славы России, хотя там есть куда менее значимые победы. А потому давайте вспомним.

 

Чесменская битва.

Думаю, что кроме моряков мало кто знает, что три белые полоски на воротниках матросов российского (а до того - русского) флота символизируют победы при Гангуте (разгром шведского флота и выход в Балтийское море), Чесме (разгром турецкого флота и контроль Черного моря) и Синопе (вторичный разгром турецкого флота, спустя 80 лет после Чесмы). Чесменская битва тут стоит особняком, потому что, во-первых, турецкий флот был уничтожен полностью, при минимальных потерях с нашей стороны, а во-вторых, что ей осуществилась почти 100-летняя мечта русской империи о выходе в Черное море, а через него и в мировой океан.

Чесменская битва состоялась 5-7 июля 1770 года, но подготовка к ней началась за два года до этого, почти сразу с началом очередной русско-турецкой войны. Считается, что войну синициировали французские агенты в Константинополе, уговорившие султана нанести удар по расширяющейся российской империи. Причем, война началась на суше, потому что маломерный русский флот, обитавший в Азовском море для турок никакой опасности не представлял. И тогда русский генералитет, во главе с графом Алексеем Орловым, назначенным командующим турецкой кампанией, принял гениальное стратегическое решение - он отправил в Черное море несколько эскадр русского флота с Балтики, где Россия господствовала с победы при Гангуте. По его замыслу Орлова, поддержанному Екатериной Великой, российская флотилия должна была принудить Турцию, объявившую в 1768 году войну России, воевать не только на суше - в Молдавии, Приазовье и Румынии, но и на море - у берегов Греции - с непосредственной угрозой турецким границам и самому Константинополю. Замысел фантастический - ведь нужно было вернуть к жизни корабли, не успевшие сгнить после смерти Петра I, построить новые, снарядить боеспособную морскую экспедицию, готовую совершить беспримерный поход вокруг Европы, чтобы дать бой Турции в ее вотчине и закрыть ей выход из Черного моря.

Первая эскадра вышла из Кронштадта в июне 1969 года главе с адмиралом Григорием Спиридовым. Даже по современным меркам такой переход фактически целого флота - дело очень непростое. Потому переход возглавили очень опытные боевые адмиралы и капитаны. И тем не менее, из 18 судов первой эскадры до Черного моря добрались всего 8 - 4 линейных корабля и 4 фрегата, моряки сильно болели, некоторые из них умерли при переходе. Вторая эскадра вышла через месяц под командованием принятого на российскую службу английского капитана Джона Эльфинстона. В ней было всего 8 кораблей и все они добрались до пункта назначения. Участие англичанина в некоторой степени оказало косвенный успех всей кампании. Французы и испанцы хотели блокировать русскую эскадру в Гиблартаре, но благодаря дипломатии Екатерины Англия пригрозила вступить в войну на стороне России (по-моему - единственный раз за всю историю, если не считать 2 Мировую войну!), чем резко остудила пыл союзников Турции.

Была и третья эскадра, но она не успела к Чесменскому сражению, хотя приняла участие в последующих боях - в частности блокаде Дарданелл. Главнокомандующий граф Орлов в этом переходе участия не принимал, занимаясь вовлечением в турецкую войну славянских народов, живущих на Балканах.

Итак, в мае 1770 года  Эльфинстон обнаружил турецкую эскадру вблизи итальянских берегов. Но вместо того, чтобы заблокировать их в бухте и методично уничтожить он непонятно почему увел русские корабли. Разъяренный адмирал Спиридов стал двигаться к этой бухте, но к тому времени турки успели уйти. Еще месяц длилась погоня за турецким флотом (кстати - удивительный факт - русские, имея в три раза меньше кораблей гонялись за превосходящим их противником!). И настигли его 5 июля 1770 года в Эгейском море.

Перед битвой диспозиция была такой. В составе русского флота было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17-19 малых судов - всего около 6500 человек. У турок - 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер, 32 малых судна - всего около 15 000 человек. Неплохо, правда: представьте - вы долго ищете повода подраться с мастером спорта по боксу и по борьбе, в тому же превосходящем вас в весе килограммов на 20! Все бы так, если бы не один факт: команды турок более чем на половину были наемниками и воевать против бесстрашных русских не очень то и хотели.

Битва состояла из двух этапов. 5 июля состоялся бой в Хиосском заливе. Главным «поединком» этой битвы была столкновение двух флагманов - «Св.Евфстафий» Спиридова сошелся с «Реал Мустафа» Гассан-паши. На русском корабле, кроме адмирала - командующего сражением Спиридова, был и брат главнокомандующего Федор Орлов. Дошло даже до абордажа. В результате, после того, как горящая мачта турок упала на русский корабль, оба корабля загорелись и взорвались. К счастью, командование успело спастись. Результатом потерь двух флагманов, было то, что турки вошли в Чесменскую бухту и выставили свои корабли в два ряда - 7 и 8 линейных кораблей, образуя крепость. Мелкие суда обеспечивали поддержку. Считается, что турки допустили две ошибки: во-первых, поставив корабли в два ряда, так что они мешали друг другу, а во-вторых, поставив их слишком близко друг к другу, что в итоги привело к поражению.

6 июля русские обстреливали турок издалека, выдерживая паузу и не давая туркам перейти в контрнаступление. Именно в этот момент, на совещании было решено изменить тактику, и турецкие корабли не расстрелять или захватить, а сжечь. Это противоречило обычной практике сражений, потому, что обычно старались захватить корабли неприятеля, которые представляли огромную ценность. Но в условиях превосходства противника в силе такая тактика была бы опасной. В результате, были сооружены 4 брандера - маломерные легкие суда (говорят, что часть из них были вообще рекрутированными купеческими судами) были переоборудованы в плавучие мины, начиненные горючими и взрывчатыми материалам. Командовали ими  капитан-лейтенант Дагдейл, капитан-лейтенант МакКензи, мичман князь Гагарин и лейтенант Ильин. Их задача была подойти вплотную к неприятелю и взорваться. Теперь, когда вам в пример будут ставить японских камикадзе, вспоминайте 18 век и подвиг русских моряков!

Командовать операцией был назначен Самуил Карлович Крейг (бывший шотландский подданный, после Чесмы произведенный в потомственное дворянство и впоследствии ставшим адмиралом русского флота, на могиле которого по приказу Екатерины было начертано «Шотландцу, командующему российским флотом»). Операция началась ночью с 6 на 7 июля атакой русских линейных кораблей. В результате один из турецкий линкоров был потоплен. Сразу после этого, в атаку бросились брандеры. Брандер Гагарина был расстрелян еще на подходе, как и брандер Дагдейла. МакКензи удалось сцепиться с кораблем неприятеля, но то и так уже горел к этому времени. Успех всей операции, а по сути всей войны решил брандер лейтенанта Ильина. Брандер смог подобраться к 84-пушечному линкору (у русских, кстати, был только один такой большой корабль), сцепиться с ним, после чего его подожгли. Взрыв был такой силы, что горящие обломки забросали все соседние суда, стоявшие чересчур близко. К 3-м часам ночи пожар турецкого флота стал всеобщим. Турецкие линкоры взрывались один за другим. В своем дневнике Самуил Грейг позже запишет:

«Пожар турецкого флота сделался общим к трем часам утра. Легче вообразить, чем описать, ужас, остолбенение и замешательство, овладевшие неприятелем. Турки прекратили всякое сопротивление, даже на тех судах, которые еще не загорелись; большая часть гребных судов или затонули или опрокинулись от множества людей, бросавшихся в них. Целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду; поверхность бухты была покрыта бесчисленным множеством несчастных, спасавшихся и топивших один другого. Немногие достигли берега, цели  отчаянных усилий. Командор  снова приказал прекратить пальбу с намерением дать спастись по крайней мере тем из них, у кого было довольно силы, чтобы доплыть до берега. Страх турок был до того велик, что они не только оставляли суда, еще не загоревшиеся, и прибрежные батареи, но даже бежали из замка и города Чесьмы, оставленных уже гарнизоном и жителями».

Удивительным, не иначе как чудом, является то, что Ильин и часть экипажа смогла спастись на шлюпках и была подобрана в 4 утра другими кораблями.

Результат операции был такой: русские потеряли 1 линкор (еще 5 июля), 4 брандера и 661 человека (из них 636 при взрые «Св.Евстафия», т.е. в Чесменской битве погибло 25 (!!!!!!!!!) человек). У турок было уничтожено 15 линкоров, 6 фрегатов, огромное количество мелких кораблей и 11000 (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) человек! Потери турок в кораблях были в десятки раз, а в людях - в тысячи раз больше! Безусловно, это предопределило и ход всей остальной войны, и сделало Россию полноправной мировой морской державой.

 

Дмитрий Ильин

Но нужно вернуться к Ильину. Кто же он и откуда?

Дмитрий Сергеевич Ильин родился в 1737 году в обедневшей дворянской семье прапорщика Сергея Васильевича Ильина, служившего до отставки в кавалерийских полках. Окончив Морской шляхетный кадетский корпус, Ильин был произведен в мичманы и с 1764 года ежегодно находился в плавании в Балтийском и Немецком (Северном) морях. Возвратившись из очередного похода, Ильин, узнал о начале Русско-турецкой войны и подготовке экспедиции в Средиземное море. Основные офицерские должности на уходящих кораблях были заполнены, но, проявив должную настойчивость, молодой офицер получил под свое командование мортирную батарею на бомбардирском корабле "Гром". Именно в звании лейтенанта Ильин принял участие в бою в Хиосском проливе и Чесменском сражении.

О жизни Ильина после этого сражения есть одна, но скорее всего, неверная точка зрения. С легкой руки Валентина Пикуля, написавшего рассказ «Лейтенат Ильин был», пошло считаться, что якобы из-за козней завистников и непрерывных «отмечаний» героического поступка, Дмитрий Ильин спился и был фактически сослан в свое имение. Но факты и документы говорят об ином. За подвиг в Чесменском сражении лейтенант Ильин был награжден орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия четвертого класса. В 1771 г. он получил назначение командиром бомбардирского корабля "Молния" и участвовал в атаках на турецкие крепости "Метелино" и "Чесма". В 1775 г. он был произведен в капитаны II ранга с разъяснением: "За отличие в Чесменском сражении" и указанием "считать в оном чине с 1770 года, июня с 26-го". 7 июля 1776 года императрица произвела в Кронштадте смотр эскадры,  вернувшейся из Средиземноморья. После вручения наград на борту флагманского корабля "Ростислав" был дан званый обед, куда были приглашены офицеры, участвовавшие в Чесменской баталии. Был среди них и Дмитрий Сергеевич Ильин.  В череде обязательных в подобных случаях тостов и здравиц Екатерина подняла бокал     и предложила  всем присутствующих выпить за славного героя Чесменской виктории   Дмитрия Ильина. Закончил свою службу Ильин в самом начале 1777 г. в связи с ухудшением здоровья. При выходе в отставку ему было присвоено звание капитана I ранга и назначен пожизненный пенсион, что еще раз является свидетельством высокой оценки подвига и всей честной и беспорочной службы офицера Российского флота Дмитрия Сергеевича Ильина.

Всю оставшуюся жизнь герой Чесмы провел в своем родном сельце Демидиха. Жил он небогато, но ни от кого  ничего не просил и не требовал. Умер Д.С. Ильин в июле 1802 года, было ему 65 лет.

А вот потом, как это часто бывает, об Ильине действительно стали забывать. И лишь к 125-летию Чесменской битвы, по настоянию морского министра адмирала Чихачева, по личному распоряжению и на деньги императора Александра III на его могиле был сооружен мемориал.

 

Памятник

Поиск именно этого мемориала и стал моей задачей в оставшееся время. Найти его было не просто.

 

 

Пришлось возвращаться и искать указатель, установленный несколько лет назад. Найдя его я съехал на грунтовку и плутал по разбитой дороге, проехал деревню с одним единственным горящим окном, и километров через 7 уперся в, как мне показалось, вымершую деревню Застижье. В пяти домах не горели ни одного окна (дело было уже вечером), не было ни единого признака жизни. Я не сразу нашел памятник - он был расположен на кладбище, но найдя его, я убедился, что напрягался не зря.

 

Памятник располагается на краю кладбища и с его гранитного цоколя спускалась лестница, уходившая в поле по направлению в Застижскому озеру (которое раньше называлось Подборовское).

 

В это время солнце уже садилось и на озере был красивейший закат, любоваться которым никто не мешал - я думаю, что в радиусе десяти километров не было ни одного человека.

 

Сам мемориал представляет собой ввысь гранитный обелиск, установленный на цоколе, увенчанный бронзовыми вызолоченными шаром, луной (полумесяцем) и восьмиконечным крестом.

 

На пьедестале памятника высечены две надписи: на лицевой стороне «Герою Чесмы лейтенанту Ильину».

 

На противоположной стороне: «Сооружен по высочайшему повелению государя императора Александра III в 1895 году в воздаяние славных боевых заслуг».

На боковых гранях помещены два медальона. На одном - бронзовый профиль Императрицы Екатерины II. На втором - копия медали в честь победы русских моряков при Чесме. На ней изображен горящий турецкий флот и вверху лаконичная надпись «Былъ».

 

Глядя на этот памятник и на это слово «Былъ», я думал, что его можно отнести и к самому Дмитрию Ильину. Потому что он  - был. В то время как многие люди проходят по земле не оставляя после себя ничего, что позволило бы вспомнить о них спустя даже год. То есть их как бы и не было. А он был. И будет, пока мы помним о нем.

 

PS. Поехав домой, я в очередной раз проехал Бежецк и вспомнил, что за мной есть еще долг - очерк о Льве Гумилеве, к которому теперь добавилось желание написать о еще одних бежечанах - графах Орловых, в том числе и главнокомандующем Чесменской битвой графе Алексее Орлове. Надеюсь, что я смогу воплотить эти свои желания...



 

   Константин "Кот" Белый, 2010

Ответить



Комментарии










РЕЙТИНГ КЛУБА
Объявления
Колонка редактора

Вопросы редактору

Библиотека
Советуем приобрести:
Видеотека
Видео последних поступлений

Интервью К.Белого стрим-каналу "MIHSPORT"
Тема: "Государство и спорт"
13.02.2024
Смотреть крупно...


ПАРТНЕР СК "БУСИДО"

Скидка 10% - промокод 
"БУСИДО"
Тэги
Меценаты

Благодарим за помощь!

Антилопа 

Партнеры

 Приглашаем к сотрудничеству!


 

Информпартнеры
Поможем друг другу!

Поддержи нас

Яндекс.Деньги:     41001377922814
Web-money:             P010404482101
Наш баннер:          

 


 

     
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru   
    - знак авторских материалов. При использовании авторских материалов обязательно получение согласия редакции сайта. При использовании любых материалов сайта обязательно наличие явной прямой ссылки на сайт "Бусидо. Путь воина".
"Бусидо. Путь воина". © РОО СК "Бусидо". Все права защищены. Дизайн: © РОО СК "Бусидо"; Студия "Deeplab". 2009
Выражаем огромную благодарность Алексею Смирнову за помощь в администрировании и поддержке сайта!
Редакция: ad [@] bushido.ru
СК "Бусидо" основан в 1990 году
Портал "Бусидо. Путь воина" открыт 1 апреля 2009 года