История Тхэквондо |
Tweet | Посетителей: | 65319 |
История возникновения таеквондо
Корни Таеквондо уходят в глубокую древность, когда предки корейцев проживали в нескольких племенных образованиях на территории Корейского полуострова и северо-востока Китая. В борьбе за существование они были вынуждены развивать свою силу, ловкость и способности к рукопашному бою, чтобы добывать пищу и защитить себя от диких животных.
После изобретения оружия эти способности отнюдь не утратились, а наоборот получили развитие в различных играх, религиозных и шаманских обрядах и ритуалах. Подражая защитным и нападающим стойкам различных животных, древние люди научились в бою пользоваться руками и ногами, создавая тем самым древнейшую форму Таеквондо.
Историки предполагают, что история корейских боевых искусств начинается около двух тысяч лет тому назад. Древние рукописи, рисунки и изображения, которые сохранились и дошли до нас, говорят о том, что уже в начале нашей эры в древней Корее применялись различные системы кулачного боя и борьбы.
Где-то в конце 1 века до н.э. несколько племенных образований, проживавших на территории Корейского полуострова, объединились в три государства: Когуре, Пэкче и Силла ( существовавших с 57 года до н.э. по 668 год н.э. ). Эти государства не только постоянно воевали между собой, но и отражали нападения внешних завоевателей из Китая и Монголии, поэтому совершенствование боевого искусства было для этих государств насущной необходимостью.
Отличавшееся воинственностью, выросшее и окрепшее в борьбе с Китаем, Когуре имело сильную армию и хорошо обученных солдат, которые применяли боевой стиль "сонбэ". Интересной особенностью вооружения этой армии были "боевые калоши" - тяжелые железные платформы с шипами, крепившиеся к сапогам. Для использования такого оружия требовалось во время тренировок уделять особое внимание ударам ногами, что в последствии составило одну из главных отличительных черт корейских боевых искусств.
По сравнению с суровыми воинами Когуре, жители Пэкче были более миролюбивы, но и они имели свои секреты и свои методы воспитания бойцов, например боевой стиль "субак".
Роль объединителя страны сыграло государство Силла, прославившееся своим военно-религиозным институтом "хваранов" ( в переводе с корейского - "цветущая молодежь"). В состав корпуса хваранов отбирались юноши 14-15 лет из дворянских семей, которые проходили серъезную физическую и духовную подготовку, чтобы стать надежными защитниками родины и государя. Тренировка хваранов включала в себя не только упражнения в медитации, поэзии, музыке и танцах, но и верховую езду, занятия фехтованием и стрельбой из лука, а также - субак (овладение искусством поединка было для них делом чести)...
Задачей такой комплексной подготовки было воспитание совершенной и гармоничной личности. Корпус хваран быстро прославился по всей Корее и заслужил уважение даже у своих заклятых врагов. В кодекс чести хваранов входили следующие принципы: быть верным своему государю, быть послушным своим родителям, быть честным с друзьями, никогда не отступать в бою. Опираясь на эти элитные подразделения, правители Силла смогли впервые объединить под своей властью всю страну и в течении двух с половиной веков процветать, не зная войн. В 668 году Корея стала единым государством, тесно связанным с соседним Китаем. Корейское искусство поединка обогатилось китайской традицией, и ряд его направлений, например, "тансудо" ("танская рука"), эту связь подтверждает. Однако внедрение китайских элементов способствовало расслоению "кулачного боя" на две ветви. Одна, более китаизированная, включила в себя боевые искусства, распространенные при дворе или будийских монастырях, а также применяемые для обучения элитных подразделений войск. Другая сохранила свою корейскую самобытность и была популярна среди простых людей как в городах, так и в сельской местности. Эта тенденция продолжалась и в дальнейшем, когда на смену объединенному Силла пришло государство Коре (918 - 1392 гг). Затем отношения с Китаем были прерваны, и начался период самостоятельного развития, в которoм и определились самобытность и своеобразие корейских школ. В это время многие направления развития боевых искусств оформились в определенные школы и стили. В частности, такие, как тхэккен, чхарек, субак, оренквон, юсуль и др. Наиболее самобытным и наиболее корейским из перечисленных является,
скорее всего тхэккен. Именно в это время возникла отличительная черта корейского рукопашного боя - сложнейшая система прыжков и ударов в полете. Обязательным элементом обучения считался прыжок с ударом на высоту выше человеческого роста, так что настоящие мастера без труда выбивали из седел всадников.
В 1392 г. в Корее пришла к власти династия Ли, правившая вплоть до японской аннексии в 1910 г. После прихода к власти нового правления интерес общества к традиционным боевым искусствам несколько ослабевает, хотя, например, все желающие поступить на службу в королевскую гвардию должны были сдать экзамен по субак. Но постепенно уровень требований к военным понижался, и самобытная традиция корейских боевых искусств была выхолощена и полузабыта
В 1592 г. на Корею обрушились серъезные испытания - началась Имджинская война. В страну вторглась японская армия, боевые качества которой в то время были лучшими на Дальнем Востоке. Корейские войска потерпели ряд поражений, меньше чем за полгода японцы захватили почти всю страну.
После Имджинской войны снова наступил застой. Преподавание боевых искусств не поощрялось. Тем не менее передовые представители корейской культуры продолжали настойчиво претворять в жизнь идею возрождения боевых искусств, в первую очередь исконно корейских их разновидностей. Заключалось это в создании трактатов, где в форме комплексов закреплялись наиболее эффективные техники и приемы. Первым из них стал созданный в 1599 г. "Муечебо", включавший в себя комплексы работы с шестом, мечом и щитом, длинным копьем, трезубцем и мечом с длинным лезвием. Второй - "Муесинбо" - был создан примерно через полвека, после вторжения маньчжуров. Он включал в себя кулачный бой, упражнения с японским и корейским мечами.
В конце XVIII века один из выдающихся корейских философов и государственных деятелей Ли Донму приступил к созданию трактата, который бы полностью отразил известные знания о боевых искусствах. Этот текст, созданный в 1789 - 1790 гг., называется "Муетоботхончжи". Полностью вобрав в себя то, что содержалось в "Муечебо" и в "Муесинбо", "Муетоботхончжи" остался практически единственным письменным источником на эту тему, дошедшим до наших дней в Корее.
В начале XX века (1910 г.), когда Корея находилась под властью Японии, таеквондо было серьезно потеснено привнесенными в страну японскими видами единоборств дзю-до, каратэ-до, кэндо. Разработки японских и окинавских учителей оказали определенное влияние на дальнейшее развитие корейской традиции (например, на технику работы руками). В свою очередь, осуществлялось и обратное влияние. Достаточно сказать, что знаменитый мастер Масутацу Ояма, создатель одного из самых мощных стилей современного каратэ-до - Кекусин-рю, был по происхождению корейцем и до переезда в Японию в 1938 году активно осваивал корейские национальные системы тхэккен и чхарек.
После Второй Мировой войны возникла явная тенденция к созданию единого корейского боевого искусства, которое могло бы символизировать "дух нации". Такое боевое искусство было создано генералом Чой Хонг Хи. После долгих споров, отвергнув старые традиционные названия типа "субак" или "тансудо", его создатели остановились на названии "ТАЕКВОНДО", буквально означающим "Путь ноги и кулака".
В 1961 году генерал Чой Хонг Хи возглавил вновь созданную Корейскую Ассоциацию Таеквондо, а в 1966 году учредил в Сеуле Международную Федерацию Таеквондо ( ITF -International Taekwondo Federation). Но через несколько лет, из-за политических разногласий с бывшим в то время у власти правительством республики Корея, генерал Чой Хонг Хи эмигрировал в Канаду. Будучи руководителем ИТФ ( в то время единой организацией, объединявшей адептов таеквондо во всем мире), он перенес туда же, в город Торонто, центр ее деятельности. Сейчас штаб-квартира ИТФ находится в Вене (Австрия).
Однако большинство школ и инструкторов сохранили верность не ему, а сеульскому руководству. Мастера, в основном оставшиеся на юге страны, учредили 28 мая 1973 года Всемирную Федерацию Таеквондо (WTF - World Taekwondo Federation), которую возглавил доктор Ун Енг Ким. Штаб-квартира Всемирной Федерации Таеквондо находится в Сеуле и расположена в здании Куккивона - Международной Академии Таеквондо.
В 1980 году на 83-тьей Генеральной Асамблее Международного Олимпийскокого Комитета было принято решение о том, что Таеквондо ВТФ заслуживает Олимпийского признания, а также было принято решение ввести Таеквондо как демонстрационный вид спорта в программу 24-ых Олимпийских игр 1998 года в Сеуле, и 25-ых Олимпийских игр 1992 года в Барселоне.
4 сентября 1994 года, на 103 Генеральной Асамблее Международного Олимпийского комитета (МОК), состоявшейся в Париже, было принято решение о признании Таеквондо - Олимпийским видом спорта и о включении его в соревновательную программу Олимпийских Игр 2000 года в Сиднее.
Сейчас Всемирная Федерация Таеквондо объединяет в своих рядах 156 стран различных Континентов и около 30 миллионов занимающихся.