Method system::includeEditInPlaceJs doesn't exist

О2

Сайт оптимизирован для ширины экрана от 1280 px
Для регистрации нажмите здесь
Поиск по сайту:
Поиск по Интернету:
 Facebook   Twitter
Меню раздела
Обновления
09.03.2024

Спортсмены клуба: обновлено

05.02.2024

Рейтинг: обновлен

28.01.2024

Рейтинг: обновлен

07.12.2023

Рейтинг: обновлен

26.11.2023

Возобновлена "Колонка редактора"
Рейтинг
: обновлен

12.11.2023

Настоящее/спортсмены: киокусин и нокдаун
Рейтинг
: обновлен

Фототека
Фото из последних галерей

Пьедестал


Из истории клуба

После экзамена на Всероссийской школе ВКО 19


Случайный плакат


Diamond Cup по ШИН 14

Интервью
Интервью Анны Вишняковой порталу karate.ru

Лидер СК "Бусидо", многократная чемпионка России и призерка чемпионата мира ВКО Анна Вишнякова дала большое интервью крупнейшему сайту российского каратэ: "Всё завязано на поединке, всё существует вокруг боя!"

Оксана Романова | Главный_редактор | 39448
Интервью Анастасии Швыдун порталу karate.ru

Спортсменка СК "Бусидо", чемпионка России и призерка чемпионка мира среди молодежи Анастасия Швыдун дала прекрасное интервью крупнейшему сайту российского каратэ: "Уходить из каратэ я точно не собираюсь!"

.

Оксана Романова | Главный_редактор | 35799
Интервью Антонины Исмаиловой на портале karate.ru

Спортсменка СК "Бусидо", чемпионка мира среди молодежи Антонина Исмаилова дала прекрасное интервью крупнейшему сайту российского каратэ.

Оксана Романова | Главный_редактор | 34683

ПАРТНЕР СК "БУСИДО"
Фитнес-центр в Измайлово
Герой дня
Главная тема

Муром. «Знаковое» место.

Посетителей:   70857

Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Муром. «Знаковое» место.
Зарегистрированный пользователь Главный_редактор 25-10-2017 00:00 Теги

Муром. «Знаковое» место. 



ФОТОГАЛЕРЕЯ

В середине сентября мне удалось совершить давно задуманную поездку – я проехал около 800 километров по юго-восточной части Московии, посетив Муром – город, в который я попал только с пятой попытки. И в очередной раз убедился, что при внимательном взгляде, обнаруживать удивительные знаки взаимосвязи всего вокруг – в том числе и напрямую связанные с боевыми искусствами – можно совершать в самых неожиданных местах.



Муром

В Муром я хотел съездить давно. Причин тому было несколько. Во-первых, Муром давно являлся одним из очень немногих древних городов Руси, который я еще не посетил (ну может еще пара городов), и предпоследним таким городом Большого Золотого Кольца, в который включают 27 городов (не был еще только в Рыбинске). А, напомню, Муром по возрасту (годом основания считается 862 год) уступает только Великому Новгороду и Пскову (оба – 859 год). Ровесником Мурома считаются Ростов Великий и Белозерск. Эти даты нужно принимать с некой долей условности, так как они все берутся из «Повести временных лет», которая дошла до нас только в списках. (Самый старый город России – Дербент – можно вынести за скобки, так как он был включен в состав Империи только в 19-ом веке, и не входил в зону древней славянской Руси). Но в любом случае Муром – один из древнейших городов Руси, причем значительно старше Москвы. Само по себе это интересно. Кроме того, в Муроме находится и самый старый монастырь православной Руси – Спасо-Преображенский мужской монастырь XI века.
Во-вторых, Муром связан сразу с несколькими интересными личностями и историческими персонажами, которые меня интересовали, – Петром и Февроньей, Князем Константином и его сыновьями, Владимиром Зворыкиным и, конечно, Ильей Муромцем.
И, несмотря на все эти побудительные мотивы, каждый раз уже, казалось бы, задуманная поездка неожиданно срывалась. В этот раз я решил при любом раскладе довести дело до победного конца. Запланировав на выходные традиционный для своих путешествий кольцеобразный маршрут, я хотел приехать в Муром в субботу, осмотреть его, а на следующее утро поехать дальше, чтобы посетить еще несколько интересных мест. И в этот раз все пошло не так, как планировалось, но все-таки основной своей цели я достиг.
В Муром я приехал только к вечеру, так как заглянув в лес за грибами я под песню Владимира Высоцкого «В заповедных и дремучих муромских лесах» потерял счет времени. Кроме того, я потратил время и на знакомство с маленьким городком Судогдой (недалеко от Владимира), где некоторое время функционировал филиал нашего клуба. Таким образом, в Муром я приехал к вечеру, и единственное, что увидел в этот день – памятный камень богатырю Илье Муромцу на въезде в город и памятник ему же над Окой в Приокском парке, разбитом на месте некогда стоявшего муромского кремля.



Илья Муромец и богатыри


Мне мир былинных богатырей открыл более десяти лет назад основатель Святорусского богатырства и строитель Богатырской слободы на Самарской Луке иеромонах Феоктист (Петров) - я писал давно об этом здесь. Имея одно время возможность много общаться с ним, я с удивлением узнал, что мир русских былин огромен – былин насчитываются сотни, а с мелкими сказами и скоморошинами – тысячи. А самих богатырей – вы сильной удивитесь! – десятки! И при этом, несмотря на исследования, начавшиеся еще в 19 веке, до сих пор не существует полной законченной картины русских былин, научного индекса, да и единого взгляда на многое моменты.
Например, само слово «Богатырь» различными исследователями проводится из тюркских языков (там распространены слова батыр, батур, багатур и т.п.), из скандинавского (от «viking» — в славянских языках скандинавский суффикс «-ing» переходил в «-езь»), и даже из иранской группы. Отец Феоктист, горячий поклонник «Корнеслова» (о котором я некогда писал здесь), считает, что происхождение слова явно славянское, а тюрки наоборот заимствовали слово позднее из русского. По Корнеслову "БОГАТЫРЬ" распадается на корни БГ (БОГ) и ТР (ТЫР), второй из которых означает либо «Нести» (отсюда русское «трба», «торба», т.е. сумка), либо «Копить». То есть, богатырь – «Несущий бога» или «Накапливающий бога». И тут возможны различные толкования.
Первое из этих толкований (прямое - мифическое) – «Несущий бога» - соотносит большинство богатырей с былинными описаниями природных божеств, сил природы, тотемов. С этой точки зрения былины – русский божественный эпос, рассказывающий о взаимоотношениях людей и богов (правда, со временем, трансформировавшийся из-за влияния христианства). Но даже сейчас явно видно, что Святогор-великан – самый старший из всех богатырей, человек-гора, проявляет силу земли, да так, что даже сама земля не могла его носить. Еще один из «старших» богатырей Вольга Святославович, да и Дон Иванович, и Дунай Иванович - носят имена великих рек, т.е. проявляют стихию воды. Более того, так как по Корнеслову корень «ДН» означает «вода» (многие крупные славянские реки, кроме Волги, имеют этот корень – Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Двина, Десна и т.п., а в осетинском языке «дон» просто переводится как «вода»), то слово «Дунай» было первоначально вообще нарицательным. Т.е. река эта была не земной, а небесной, она была вообще вместилищем воды, туч, поэтому богатырь, собственно говоря, мифическое существо, персонификация тучи. Еще один «старший» богатырь (а к ним относят только вышеперечисленных плюс иногда еще нескольких) – Микула Селянинович – по всем былинам является богом земледелия. В отличие от Святогора он проявляется не количественной, а качественной силой, выносливостью. Напоминает он и русского бога грома Перуна, который тоже является покровителем земледельцев – Микула пашет волшебной кобылке, которую нагнать нельзя - громовой туче, а молния рассекает небо так, как плуг землю. Былина о том как Микула Селянинович пытался поднять суму с «тягой» земли говорит о его божественной природе – он бросил вызов самой земле.
Кстати, именно Микула Селянинович предсказывает появление нового поколения богатырей – т.н. «младших», первый из которых – Илья Муромец. Это уже очень сильные, но люди! И для них возможна уже другая интерпретация слова «Богатырь – несущий, накапливающий Бога» - как духовных подвижников. В более поздней христианской традиции это близко к монашеству. Таков в полной мере и Илья Муромец.
Из всех этих десятков богатырей, Илья Муромец, безусловно, самый известных персонаж – и русской литературы, и русской истории. Предположу даже, что имя Ильи Муромца знает вообще каждый, кто живет в России. Он – один из символов Руси, воплощающий ее архетипические качества – силу, справедливость, мудрость, и даже «долгосидение» перед великими делами. Он – охранитель земли Русской. И что любопытно, Илья Муромец – единственных богатырь, которого традиция связывает с реально жившим человеком: Ильей Печерским, чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре. Научная комиссия еще в советские времена выявила у Ильи Печерского явные признаки болезни конечностей (вплоть до паралича), перенесенной в молодом возрасте, точно соответствующие былине об Илье Муромце. И хотя есть серьезная версия, что Илья Печерский был родом не из Мурома, а из Муровска (село в Козелецком районе Черниговской области Украины), но все-таки традиция связывает Илью с селом Карачаровым, которое сейчас входит в состав города Мурома. В самом Муроме существуют многочисленные неканонические предания об Илие; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Илии, как считается, стояла на том месте в Карачарове, где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия по преданию сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка. (Кстати, один из обнаруженных мною «знаков» связан как раз с Ильей Муромцем. Вскоре после возвращения из поездки, совершенно случайно выяснилось, что в Ассоциацию ветеранов военной службы, которая помогает нашему клубу уже полтора десятка лет, входит (я понятия об этом не имел!) и муромское охранное предприятие «Илья Муромец», и что оно также окажет нам помощь в проведении нашего традиционного Фестиваля «Юный мастер»).
Именно Илья Муромец в полной мере проявляет второе толкование слова «Богатырь» – будучи богатырем он стал не просто монахом, т.е. «накапливающим Бога», а был причислен в 1643 году к лику Святых русской православной церкви как «преподобный». То есть явил собой еще один образ, ставший архетипическим – русского Святого воина.

Святые воины. Князь Константин и сыновья
Вообще, Святые воины в Православии – отдельная большая и чрезвычайно интересная тема, до которой у меня никак не доходят руки. Хотя я уже предпринимал попытку разобраться в ней в одной из программ «Православие и боевые искусства» с о. Феоктистом. Отмечу, что в Европе, с ее тотальной средневековой церковью и инквизицией, десятком Крестовых походов и идеалами рыцарства, аналога просто не существует. В то же время любой из нас легко назовет как минимум несколько имен русских Святых воинов.
Святого Благоверного князя Александра Невского (я как-то давно писал о нем здесь и недавно здесь), как и преподобного Илью Муромца знает каждый. Как и Святого праведного воина Федора Ушакова (я писал о нем здесь).
Многие, наверно, вспомнят и первых русских святых, один из которых имеет непосредственное отношение к Мурому, - страстотерпцев ростовского князя Бориса (в крещении – Романа) и его брата муромского князя Глеба (в крещении – Давида), убитых братом Святополком Окаянным. Вероятно, ввиду того, что это первые русские святые, в России очень распространены Борисоглебские церкви и монастыри, много городов и поселков с таким названием (об одном – удивительном поселке Борисоглебском я писал здесь).
Молодой князь Борис прославился как храбрый и искусный воин, именно поэтому незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил с войском против печенегов, слух о приближении которых сильно тревожил больного князя. Владимир хотел впоследствии объявить князя Бориса наследником своего престола, нарушив лествичное право передачи власти, минуя не только старшего брата Святополка, но и Ярослава Мудрого, правившего в Новгороде, и отказавшегося выплачивать полагающуюся Киеву дань. Однако после смерти Владимира, Святополк решил избавиться от братьев. Сначала Святополк дал приказ убить Бориса, а впоследствии позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот может стать мстителем за брата, и его убили недалеко от Смоленска. Братья, будучи прославленными воинами, были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам (не внешним!). Однако братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, происходящих на их могилах святых. Интересно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви.
Есть и менее известные имена Святых воинов. Например, Святой благоверный князь Довмонт Псковский (в крещении – Тимофей). Будучи русским князем литовского происхождения он постоянно сражался с Литвой, а в 1268 году бился вместе с новгородцами против объединенных сил ливонских рыцарей и датской Эстляндии. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский (на внучке которого он был женат), был защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. В течение 33 лет он управлял Псковским княжеством и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем.
Таким же, малоизвестным Святым русским воином является и Святой Благоверный князь Константин Муромский. Князь Ярослав Святославич (в крещении – Константин), предположительно был потомком равноапостольного князя Владимира и внуком Ярослава Мудрого. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну христианством. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились или убоялись, но приняли его. Константин не стал принуждать язычников силой к принятию Православия, а построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь Святых Бориса и Глеба. В то же время он не раз призывал к себе старейшин города, и убеждал их переменить веру. Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно в Оке, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве. Константин, как и его сыновья убитый Михаил и Федор – канонизированы как святые общецерковного прославления еще в 1547 году.
Мощи святых Константина и его сыновей и по сей день хранятся в Благовещенском монастыре города Мурома, который я, конечно, посетил. Он был основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань, то есть через пять лет после прославления святых князей муромских. С 1555 года по настоящее время главной святыней монастыря являются мощи святых князей.



Монастыри
Вообще в Муроме и его окрестностях пять действующих монастырей (в самом Муроме – четыре) – я побывал в трех из них, каждый из которых знаковый. Но начал с посещения старейшего православного монастыря России - Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного в XI веке. И этот монастырь, кроме всего прочего, явил мне очередные «знаки», и сразу несколько. Один из них я уже упоминал: наше партнерское охранное предприятие «Илья Муромец» охраняет, в том числе, и этот монастырь. А член нашего Попечительского Совета – Сергей Николаевич Дикий, как выяснилось, часто бывает в этом монастыре.


Основание монастыря традиционно относят к Х-ХI векам, и связывают со святым Глебом – муромским князем, убитым вместе с братом Борисом, о которых я уже говорил. В середине XVI века после успешного похода Ивана Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря. Более того, царь наделил обитель обширными вотчинами и обозначил как «строение государево». Активное участи в жизни обители представителей царствующего дома привело к расцвету монастыря. Интересно, что несмотря на это, в период церковных реформ Патриарха Никона (я как-то упоминал о нетрадиционном взгляде на эти реформы здесь) Спасский монастырь был долгое время одним из оплотов старообрядчества.


В советские времена, как и подавляющее число монастырей, он был закрыт – тут стояла воинская часть, которая покинула монастырь только в 1995 году. После ее ухода монастырь был практически разрушен. Полноценное восстановление монастыря началось в 2000 году при поддержке Счетной палаты России.

И узнал об этом я, только увидев стенд, на котором была фотография Председателя попечительского совета по восстановлению, аудитора Счетной Палаты Сергея Николаевича Рябухина. И это было вторым «знаком» взаимосвязи всего сущего, потому как Сергей Николаевич – долгое время являлся Президентом Федерации Кекушин каратэ России (шинкиокушинкай), в которой я состою (в настоящее время - Почетный Президент ФККР), со-основатель Ассоциации Киокусинкай России и ее первый Президент.

Это находка напомнила мне полностью аналогичный знак, сделанный в прошлом году во время посещения в Городце восстановленного Рождественского монастыря – места, где упокоен Святой Благоверный князь Александр Невский (я писал об этом здесь). Там точно так же я узнал, что монастырь восстановлен при поддержке генерального управляющего Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына, который в начале нулевых был спонсором Федерации Кекусинкай России.
Хочу отметить, что монастырь восстановлен великолепно! Главный храм монастыря сохранил стиль старинных соборов Северо-Востока Руси – суровость и простоту, отсутствие украшательства, монолитность, строгие пропорции, напоминающие Успенский собор Московского Кремля.

Но и окружающие постройки и территория – уникальны.

В монастыре прекрасный пруд с лилиями и кувшинками, выстриженные дорожки, огромное количество цветов, аккуратные огороды, и – ничего подобного я нигде не видел! – огромный птичник с уникальными птицами: от экзотических видов уток и куриц до фазанов и павлинов!

И все это над Окой с прекрасными видами.
Особо отмечу часовню Св. Георгия Победносца на территории монастыря, освященную 22 июня 2005 года, и посвященную, как написано на табличке над входом:

«В молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».

 

То есть, Спасо-Преображенский монастырь совершенно без натяжек можно отнести теперь и к воинским храмам, которые я ищу по всей стране.

Петр и Февронья
Перед Спасо-Преображенским монастырем  установлена небольшая памятная стела еще один повсеместно известным муромским святым – Петру и Февронье. А сами их мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре, куда я попал чуть позже.

Свято-Троицкий женский монастырь расположен совсем рядом с Благовещенским монастырем с мощами Константина Муромского – буквально через дорогу шириной 10 метров.

На небольшой площади между монастырями (с интересным названием – площадь Крестьянина) установлен памятник Петру и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.

(Интересно, что начавшаяся в 2009 году общенациональная программа «В кругу семьи», по массовой установке скульптурных изображений этих православных святых по всей России, вообще не имеет прецедента в истории православия). Петр и Февронья были канонизированы одновременно с Константином и его сыновьями в 1547 году. Петр – в миру муромский князь Давыд Юрьевич - правил в Муроме с 1205 по 1228 год. О его супруге (в миру Ефросинье) известно очень мало.
С этими святыми связан и еще один «знак» моей поездки. Дело в том, что я, как говорил в начале, попал в Муром чуть ли не с пятой попытки – все время случались какие-то препятствия. Да и в эту поездку я хотел увидеть город в субботу, а получилось – в воскресенье. В этот день с утра меня стали поздравлять совершенно незнакомые люди с праздником – а я никак не мог понять с каким. Выяснилось это только во время посещения Свято-Троицкого монастыря. Оказывается в это воскресенье как раз праздновалась память Святых Петра и Февроньи. И хотя мы все знаем, что канонический их праздник – 8 июля, который отмечается в России как «День семьи и верности», но с 2012 года празднуется также и день перенесения в монастырь их мощей (с 1921 по 1992 год они были выставлены в музее) - в воскресенье перед 19 сентября. В Муроме этот второй праздник празднуется очень широко всем городом. Так вот обстоятельства привели меня в Муром в знаковый день для города.

Зворыкин
Буквально в ста метрах от памятника Петру и Февронье на площади Крестьянина перед старинным купеческим домом установлен памятник еще одному знаковому человеку Мурома, о котором многие, как я предполагаю, не знают, но с результатами деятельности которого знаком каждый человек в мире.

Я говорю о Владимире Козьмиче Зворыкине – изобретателе телевидения. Нужно сказать, что Зворыкин изобрел и создал еще много чего (он автор более 120 патентов): электронный микроскоп, электронно-оптические преобразователи – основу сканеров и факсов, приборы ночного видения, ракеты-радиозонды и бомбы с фотонаведением, систему электронного управления движением транспорта, медицинскую электронику, например, читающее телевизионное устройство для слепых и еще десятки самых передовых изобретений. Но, все-таки, для всех он навсегда останется изобретателем телевидения – причем, как черно-белого, так и цветного. Правлда, когда журналисты окрестили Зворыкина «отцом телевидения», он воскликнул: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!». Изобретение телевидения, по словам Зворыкина, — «это бесконечная лестница, созданная десятками рук». Кроме кинескопа (основного узла современного телевизора) Зворыкину принадлежит разработка иконоскопа, т.е. главного узла телекамеры. К сожалению, все эти  изобретения он сделал, будучи уже гражданином США.

Зворыкин родился в Муроме в 1888 году в старинной купеческой семье. Зворыкины – распространенная до сих пор в Муроме фамилия, но отец Владимира Козьма Зворыкин был купцом первой гильдии, торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка.  Зворыкин окончил муромское реальное училище, в 1912 году -  с отличием Санкт-Петербургский технологический институт. Уже в период обучения в Технологическом институте он участвовал в проведении первых опытов в области «дальновидения» и электроники под руководством  профессора Розинга, автором новаторских работ по электронной передаче изображения на расстояние. В 1912—1914 годах продолжал образование в Париже, но прервал их из-за начала войны.
Произошедшая вскоре революция как бы выталкивала Зворыкина из России. Рассказывается о нескольких случая чудесного избегания от ареста и, возможно, расстрела. Каждый раз это было результатом случайности – судьба, как будто, берегла его для великих дел. Он был под судом из-за жалобы солдата на то, что Зворыкин, будучи офицером, заставлял его помогать в странных опытах. Он прыгал с поезда на ходу, увидев, что в соседних вагонах разоружают офицеров. Он от знакомых узнавал, что выписан ордер на его арест. Он был арестова в Екатеринбурге и спасен вошедшими туда как раз чехословаками. Удивительна его история отъезда в Америку. Оказавшись в Омске, являвшемся тогда столицей независимой Сибири, он смог оформить бумаги для деловой поездки в США. Однако выехать в Америку оказалось практически невозможно: все дороги из Омска, кроме как на север, были отрезаны. В этой ситуации Зворыкин принял решение отправиться пароходом по рекам Иртышу и Оби, через Карское море к острову Вайгач. Плавание заняло больше месяца. В конце его Зворыкин оказался на маленьком острове в проливе Карские Ворота. Отсюда можно было выбраться только на ледоколе. К счастью, ледокол подошел, и еще через несколько недель Зворыкин добрался до Архангельска, оккупированного войсками Антанты. Дальнейшие трудности были связаны в основном с получением виз, после чего Зворыкин отправился по новым морям и океанам. Сделав по пути остановки в Норвегии, Дании и Англии, он накануне 1919 года добрался до США. Однако изобретатель чувствовал себя связанным обязательствами с Сибирским правительством. Поэтому в том же 1919 году он возвратился в Омск через Тихий океан, Японию, Владивосток и Харбин. Отчитавшись по прежним поручениям и получив массу новых, Зворыкин вновь отправился в Америку, на этот раз насовсем.
Обосноваться в Нью-Йорке на первых порах ему помог русский посол Б. Бахметьев, и, в конце концов, ему дали возможность попробовать свои силы в фирме "Westinghouse Electric" в Питтсбурге. С головой уйдя в эксперименты, он принялся за реализацию давно вынашиваемых идей электронного телевидения, и к 1923 году ему удается создать телевизионное устройство, основой которого являлась оригинальная передающая трубка с мозаичным фотокатодом. Демонстрация устройства не произвела большого впечатления на руководство фирмы, тем не менее он подал заявку на патент США, который ему не выдали, но и не отказали. Лишь спустя 15 лет после регистрации заявки, в результате обращения в так называемый "Суд совести", Зворыкину удалось получить патент. В и тоге, в 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. В июне 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих с вновь созданной электронной телевизионной системой с разложением на 240 строк, в 1934 г. - 343 строки с чересстрочной разверткой. А в 1936 году в США были начаты телевизионные передачи с использованием такой системы. В 1940-е годы Зворыкин разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и таким образом получил цветное телевидение.
Владимир Козьмич Зворыкин умер 29 июля 1982 года в Принстоне, штат Нью-Джерси, США, не дожив одного дня до своего 93-летия. В России он с момента эмиграции побывал более десяти раз, но лишь однажды – в 1967 году – Зворыкин с супругой смог побывать на своей родине: оформив интуристское посещение города Владимира, он поймал такси и уехал в Муром. Сейчас в его доме, перед которым стоит его памятник, – краеведческий музей.

Касимовское ханство
После посещения памятника Зворыкину, моя миссия в Муроме оказалась выполненной. Но поездка еще не завершилась. На обратном пути мне предстояло еще несколько раз удивиться. Мой путь лежал через небольшой городок Касимов, не так давно включенный в «большое» Золотое Кольцо России.


Касимов – удивительно милый городок на Оке.

Центр города, содержащий несколько храмов в разной степени сохранности и заброшенные великолепные торговые ряды, говорит, что некогда это был развитый центр с мощной торговлей.

Но я не предполагал о его удивительной истории, о которой мало кто помнит. А дело в том, что Касимов почти 400 лет был столицей… ханства! Более того, Касимовский хан был Царем Всея Руси (!!!!!!!!!!) почти 11 месяцев в 1575 году в период Ивана Грозного.
Основание города (как Городец Мещёрский несколько ниже по течению) относят к 1152 году, когда устроитель Северо-Восточной Руси князь Юрий Долгорукий (я писал о его деятельности здесь и здесь) создал здесь пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества. В 1376 году город был полностью сожжён и разорён в результате монголо-татарского набега, однако вскоре возродился недалеко от прежнего места как Низовой Городец. Но настоящее превращение произошло чуть позже.
В борьбе за московский престол великому князю Василию Тёмному  оказали помощь татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, убившего их отца и одного из родичей. За верность и важные услуги в 1452 году князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Так по княжьему указу в глубине мещёрских лесов и в 250 километрах от Москвы возникло Касимовское ханство, просуществовавшее с 1452 по 1681 год. Правда существует несколько точек зрения на это ханство: одни исследователи считают Касимовское ханство осколком Золотой Орды (типа Казанского, Астраханского, Крымского), попавшим в вассальную зависимость от Русского государства; другие рассматривают его как удельное княжество Руси, выделяемое великими московскими князьями татарским «царям», переходившим на русскую службу. В 1552 году  после завоевания Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства — Сююмбике, которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе. А в 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан Касимовское ханство перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. От периода касимовского царства в городе мало что сохранилось, но кое-что есть – например, минарет XV века времён царевича Касима, два ханских мавзолея.


И тем не менее, существует один удивительный факт, отраженный во всех документах. После смерти в 1567  на Касимовском престоле оказывается Саин-Булат. Через 6 лет, в 1573 году, он принимает крещение под именем Симеон. 30 октября 1575 года, через два года после крещения, Иван Грозный делает его «царём и великим князем Всея Руси, великим князем Тверским». Симеон был венчан по полному обряду на царство в Успенском соборе в Кремле. Известен летописям как Симеон Бекбулатович. Симеон председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке на Петровке и стал называть себя «холопом Ивашкой». Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, и награждает Тверью и Торжком. То, что Симеон был полноправным царем, доказывается и тем, что после переворота и воцарения Годунова, целуя крест новому царю, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…» Впоследствии, Симеон был пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь и Соловки. Интересно, что он – чингизид - похоронен был в Симоновом монастыре в Москве – совсем рядом с могилой Александра Пересвета. Правда, сейчас его могила утрачена.
С Касимовым связан и другой исторический анекдот. В 1722 году, направляясь по Оке в Персидский поход, Пётр Первый во второй раз побывал в Касимове. В свите Петра Первого был шут и острослов Иван Балакирев, выходец из старинного дворянского рода. Он узнал, что титул правителя города не занят и попросил у царя позволения именоваться Ханом Касимовским. Царь в шутку дал согласие, так в Касимове снова появился «хан». Первоначально этот титул был формальным, но после смерти Петра Первого, по указу Екатерины I, Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей, чин поручика лейб-гвардии и титул «царя касимовского». И умер Иван Балакирев в Касимове.



Гусь-Железный
Недалеко от Касимова есть и еще одно необычное место, о котором мало кто знает, хотя его родственника знают все. Я говорю о посёлке Гусь-Железный – брате города Гусь-Хрустальный. Оба городка стоят на реке Гусь, но отличаются ремеслами. И хотя Гусь-Хрустальный сейчас знают все, в свое время Гусь-Железный превосходил собрата по всем параметрам.
А все дело в том, что построен он был для разработки богатых рудных месторождений братьями-миллионерами Иваном и Андреем Баташёвыми. Рудные месторождения тянутся на многие километры вдоль Оки – даже в Муроме над Окой есть Николо-Набережная церковь XVI-го века, у которой, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец.

Церковь еще называется «Николой Мокрым», во-первых потому, что Ока при разливах доставала до фундамента, в, во-вторых, потому что перед церковью бьет святой источник железистой воды. По вкусу она очень напоминает нарзан, только негазированный.

А Баташёвы – богатая династия русских оружейников, купцов, промышленников, заводчиков, помещиков, меценатов. Усадебный дом Ивана Баташёва на Яузской улице на Таганке - яркий памятник классицизма, выбранный Мюратом в 1812 году  для своей штаб-квартиры. Правда, пробыл он тут недолго – вскоре переехал на Горохово поле, во дворец графа Разумовского, где сейчас располагается Минспорт. А в дворце Баташёва с 1878 по сей день  расположена Яузская больница (в ней в 1943 году впервые в СССР начали применять пенициллин).
Сейчас в Гусь-Железном смотреть нечего, кроме одного – уникального для России храма в псевдоготическом стиле. Храм огромен, и строился более полувека.  

В 1802 году началось его строительство, в 1825 году после смерти Андрея Баташева работы приостановились. Недостроенная церковь и оставалась до 1847 года. Между тем в нижнем этаже все внутренние работы были окончены еще до 1825 года, устроено в нем три престола и совершалось богослужение. В 1847 году на средства наследников Баташева и рабочих завода возобновлены были работы для окончания верхнего этажа храма и колокольни. Все работы были завершены окончательно и храм был освящен только в 1868 году. Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы, в нижнем во имя Рождества Христова, Святого Николая Чудотворца и во имя святых апостолов Петра и Павла. Храм настолько контрастирует с самим поселком с наседанием в полторы тысячи человек, что кажется, что он занесен сюда каким-то чудом.
Ну а перед храмом стоит тоже необычный трехгранный памятник братьям-меценатам, основателям поселка.



Возвращаясь из поездки я, совершенно случайно, в Спас-Клепиках уже в полной темноте нашел церковно-приходскую школу, где учился Сергей Есенин (случайно повернул не в ту сторону). И этим тоже, я в очередной раз убедился, как много вокруг нас удивительного - "знакового" и, зачастую, тесно связанного и между собой , и даже с нами 
- нужен только внимательный взгляд и желание удивляться.

 

PS. Уже посде публикации поста я получли на FB комментарий от своего друга, подтверждающий "знаковость" Мурома. Об этой детали я понятия не имел. Привожу тут полностью без купюр:

 

Костя я служил в Муроме 88-90 гг. Наша часть стояла в этом монастыре. Полк связи ВСЦП (центрального подчинения). Два батальона , первый стоял в монастыре, второй в новых казармах. В храме был небольшой спортзал, там же санчасть. Там где была столовая- сейчас пекут хлеб). А напротив храма казармы и учебный корпус. Кстати сейчас там есть часовня-костница... это то что достали из под плаца. Под плацем было кладбище... сейчас там цветы.. в 89 году с храма упал крест во время грозы. Бабушки крестились и шептались что это плохой знак.. в итоге при работах возле храма (меняли кабель связи) задели могильную плиту, а там полностью сохранившийся покойник. Пока приехали спецы с краеведческого музея- он рассыпался. По ночам начались кошмары... весь полк гудел о привидениях и тд. А мы прислали с 2 батальона ведуна( был у нас парень с Архангельска) и вот он там что то колдовал))) хотя зуб мне заговорить не смог за шо и получил сапогом)). Кстати под самим храмом в несколько этажей помещений, с вертикальными деревянными лестницами.. там хранили и выдавали шинели, пш, хб и тд. На кпп где сейчас церковный магазин я встретил 1990 год дежурным по КПП))

   

Константин "Кот" Белый, 2017

Ответить



Комментарии










РЕЙТИНГ КЛУБА
Объявления
Колонка редактора

Вопросы редактору

Библиотека
Советуем приобрести:
   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 
Видеотека
Видео последних поступлений

Интервью К.Белого стрим-каналу "MIHSPORT"
Тема "Что такое спорт сегодня?"
05.12.2023
Смотреть крупно...


ПАРТНЕР СК "БУСИДО"

Скидка 10% - промокод 
"БУСИДО"
Тэги
Меценаты

Благодарим за помощь!

Антилопа 

Партнеры

 Приглашаем к сотрудничеству!


 

Информпартнеры
Поможем друг другу!

Поддержи нас

Яндекс.Деньги:     41001377922814
Web-money:             P010404482101
Наш баннер:          

 


 

     
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru   
    - знак авторских материалов. При использовании авторских материалов обязательно получение согласия редакции сайта. При использовании любых материалов сайта обязательно наличие явной прямой ссылки на сайт "Бусидо. Путь воина".
"Бусидо. Путь воина". © РОО СК "Бусидо". Все права защищены. Дизайн: © РОО СК "Бусидо"; Студия "Deeplab". 2009
Выражаем огромную благодарность Алексею Смирнову за помощь в администрировании и поддержке сайта!
Редакция: ad [@] bushido.ru
СК "Бусидо" основан в 1990 году
Портал "Бусидо. Путь воина" открыт 1 апреля 2009 года