Method system::includeEditInPlaceJs doesn't exist

О2

Сайт оптимизирован для ширины экрана от 1280 px
Для регистрации нажмите здесь
Поиск по сайту:
Поиск по Интернету:
 Facebook   Twitter

Монография К.В.Белого
"Маневрирование в киокусинкай"
2020, Изд-во "Спорт"

Смотреть, заказать...

Меню раздела
Обновления
16.10.2021

Рейтинг: обновлен
Координаты: адреса
новых секций клуба (Некрасовка, Дмитровка, Лефотртово)

15.09.2021

Рейтинг: обновлен

06.09.2021

Координаты: добавлены адреса новых секций

06.06.2021

Рейтинг: обновлен

Видеотека
Видео последних поступлений

Общеклубный семинар СК "Бусидо"

02.02.2020, Стадион "Авангард", Москва

Смотреть крупно...

Фототека
Фото из последних галерей

А.Горохов, К.Белый, Д.Морозевич


Из истории клуба

Алексеев 01


Случайный плакат


Первенство России 05 ИФК юниоры

Интервью
Интервью Константина Белого изданию Деловое обозрение
27 января 2021 года вышла публикация журнала "Деловое обозрение", в которую включено интервью Константин Белого. | Главный_редактор | 3022
Журнал "Эксперт" - Спорт без спортсменов - Интервью К.Белого

1 июля 2019 года вышел 27-ой номер журнала "Эксперт", в котором в статье "Спорт без спортсменов", посвященной Стратегии правительства по развитию спортивной индустрии, Президент СК "Бусидо" Константин Белый вступает в качестве одного из экспертов. В интервью вошли не все ответы, поэтому предлагаем полный вариант.

| Главный_редактор | 12932
Интервью Константина Белого изданию NewsRussia
1 июля 2019 года вышло интервью Президента клуба Константина Белого изданию "NewsRussia", посвященное тематике включения новых видов в Олимпийскую программу. Интервью вышло в немного усеченном виде, поэтому предлагаем полный вариант. | Главный_редактор | 12770
Рассылки
Подписка:
Герой дня
16.09.2021 | Персона дня | Константин Белый - заместитель председателя Общественного Совета при Минспорте России

14 сентября 2021 года приказом №703 Министра спорта президент СК "Бусидо" Константин Белый переизбран в Общественный Совет при Минспорте России. На первом заседании в Общественной палате 21 сентября он был избран Заместителем председателя Совета. Также он входит в ряд комиссий совета, является заместителем председателя комиссии по спорту высших достижений и подготовке спортивного резерва, возглавляет рабочую группу по неолимпийским единоборствам.

Дополнено: 25.09.21 | | 1100
Главная тема

Лев Толстой. Возвращение

Посетителей:   21706

Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Лев Толстой. Возвращение
Зарегистрированный пользователь Главный_редактор 23-06-2015 00:00 Теги

Лев Толстой. Возвращение
 
 
 

Неожиданно выдавшееся свободное время позволило, наконец, мне вспомнить моё небольшое путешествие двухлетней давности. Периодически приезжая в Липецкую область по делам, я несколько лет планировал совершить поездку «против времени» - по обратному маршруту последнего пути Льва Толстого. А именно из места смерти великого русского мыслителя – нынешнего поселка Лев Толстой, до места его рождения и упокоения – Ясной Поляны. В позапрошлом году этот маршрут длиной около 250 километров мне, наконец, удалось совершить.

Поселок Лев Толстой, откуда начался мой маршрут, сейчас находится в Липецкой области, в 30 км от Данкова, в 40 от Лебедяни и в 90 от самого Липецка.

Но на момент смерти писателя это место называлось Астапово и входило в состав Рязанской губернии. Астапово было небольшой, но узловой станцией, основанной в 1890 году – она располагалась на пересечении небольшой ветки Елец-Троекурово и Смоленск-Раненбург.

Сейчас Раненбург (основанный Петром I под названием Ораниенбург, то есть Апельсиновый город) называется Чаплыгиным, а ветка в Троекуров разобрана в 1998 году. По самой станции с 2014 года пассажирских перевозок тоже больше нет.


Прежде чем я опишу свой маршрут, стоит, наверное, вспомнить последние 10 дней жизни писателя, который, при всех отличиях в отношении к нему различных представителей государства, церкви и литераторов, признан всем миром как русский писатель № 1 всех времен.

Последний путь
Вообще, вся жизнь Льва Толстого исследована биографами с точностью до минут. Тем более последние дни писателя. Итак.

10 ноября (здесь и далее - по новому стилю) Толстой навсегда ушел из Ясной Поляны. Сделал он это тайно от жены, с которой прожил 48 лет и родил 13 детей (пять из которых умерло в детстве). Хорошо известно, что, как минимум, последние 30 лет семейной жизни Толстого счастливыми назвать нельзя. И тем не менее, он перед уходом оставил жене письмо, в котором есть такие слова:
«Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни.
Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твое и мое положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем, чем я был виноват перед тобой, так же, как и я от всей души прощаю тебя во всем том, чем ты могла быть виновата передо мной. Советую тебе помириться с тем новым положением, в которое ставит тебя мой отъезд, и не иметь против меня недоброго чувства.
»

Толстой покинул Ясную Поляну только со своим врачом, в пути к нему присоединилась его младшая дочь Александра, которая была его помощницей с 16-ти лет.
Александра – сама по себе неординарная личность. За участие в Первой мировой войне награждена тремя Георгиевскими крестами и удостоена чина полковника. В 1929 году эмигрировала из СССР, в 1941 получила гражданство США. Скончалась Александра – в  1979 году!!!! (то есть я, например, был современником дочери Льва Толстого, который в нашем сознании является чуть ли не полумифическим персонажем и находится где-то в глубине веков!)
У Толстого, как вспоминали его спутники, не было даже определённого плана действий. Путь он начал на станции Щёкино под Тулой. Затем за три дня он с пересадками на поездах и ямщиках посетил Оптину пустынь и Шамординский монастырь, откуда уже, опять с пересадками, направился на юг - в Новочеркасск через Ростов-на-Дону, где хотел попытаться получить заграничный паспорт и затем ехать в Болгарию; если же это не удастся — ехать на Кавказ. Видимо во время этих бесконечных пересадок (за 4 дня их получилось около десятка) Толстой простудился. Кроме того, от станции Горбачево Толстой решил ехать с народом в вагоне 3-го класса, и из-за переполненности его ехал какое-то время на площадке на ветру.
Простуда перешла в крупозное воспаление лёгких, и сопровождающие вынуждены были 14-го ноября прервать поездку и вынести больного из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом. Этой станцией как раз и была Астапово.

Астапово
14 ноября Александра телеграфировала секретарю Толстого Владимиру Черткову: "Вчера слезли в Астапово, сильный жар, забытье, утром температура нормальная, теперь снова озноб. Ехать немыслимо".
Астапово тогда, как и сейчас было небольшим селом (в СССР оно получило статус поселка городского типа только в 1927 году). Постоялого двора, не то что гостиницы, в селе не было. Толстого разместили в доме начальника станции латыша Ивана Ивановича Озолина (Озолиньша) - сейчас этот дом памятник истории федерального значения. Дом Озолина был маленьким – 4 комнаты, передняя и кухня. Во дворе – хозяйство как в деревенской избе: гуси, куры, корова. Озолин освободил для Толстого две комнаты, а сам переселился в кабинет на вокзале. Кормили писателя обедами из вокзального буфета. Толстой очень извинялся перед хозяином за нанесенные неудобства.


Вообще, конечно, обстоятельства смерти Толстого не могут не удивлять своей знаковостью. Символ России – Толстой – отлученный от церкви, и не принявшей перед кончиной старца из монастыря, но умиравший со словами «Бог все устроит», умер в самой что ни на есть российской глубинке в доме латыша и лютеранина по вероисповеданию!


Вот это гримаса судьбы! А ведь еще за 30 лет до того, в 1881 году в своей «Исповеди» он написал, касаясь различных конфессий:
«Но явились вопросы жизни, которые надо было разрешить, и тут разрешение этих вопросов церковью противное самым основам той веры, которою я жил, окончательно заставило меня отречься от возможности общения с православием. Вопросы эти были, во-первых, отношение церкви православной к другим церквам – к католичеству и к так называемым раскольникам. В это время, вследствие моего интереса к вере, я сближался с верующими разных исповеданий: католиками, протестантами, старообрядцами, молоканами и др. И много я встречал из них людей нравственно высоких и истинно верующих. Я желал быть братом этих людей. И что же? – То учение, которое обещало мне соединить всех единою верою и любовью, это самое учение в лице своих лучших представителей сказало мне, что это все люди, находящиеся во лжи, что то, что дает им силу жизни, есть искушение дьявола и что мы одни в обладании единой возможной истины. И я увидал, что всех, не исповедующих одинаково с нами веру, православные считают еретиками, точь-в-точь так же, как католики и другие считают православие еретичеством; я увидал, что ко всем, не исповедующим внешними символами и словами свою веру так же, как православие, – православие, хотя и пытается скрыть это, относится враждебно, как оно и должно быть, во-первых, потому, что утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жестокое слово, которое может сказать один человек другому, и, во-вторых, потому, что человек, любящий детей и братьев своих, не может не относиться враждебно к людям, желающим обратить его детей и братьев в веру ложную. И враждебность эта усиливается по мере большего знания вероучения. И мне, полагавшему истину в единении любви, невольно бросилось в глаза то, что самое вероучение разрушает то, что оно должно произвести».
Разве это не удивительно? Еще раз: «В это время, вследствие моего интереса к вере, я сближался с верующими разных исповеданий: католиками, протестантами, старообрядцами, молоканами и др. И много я встречал из них людей нравственно высоких и истинно верующих. Я желал быть братом этих людей»

Кстати, смерть Толстого перевернула и всю жизнь самого Иван Озолина. На него обрушилось внимание всего мира. Телеграммы шли непрерывно еще при жизни писателя и не прекратились и после его смерти. Фактически Озолин сам сделал из своего дома музей Толстого (каковым он и является сейчас). Может от этого давления и стресса, всего через год Озолина разбивает инсульт. Он лечился в Москве, но неудачно. И через два года Озолин умирает в возрасте всего 40 лет! Удивительно как судьба нашла в глухой провинции казалось бы надежно спрятавшегося от нее маленького человека.

Последние дни
Здоровье Толстого резко ухудшалось. На следующий день после остановки Толстой продиктовал дочери в записную книжку следующее:
"Бог есть неограниченное Все, человек есть только ограниченное проявление Бога" и спустя некоторое время велел добавить: "Или еще лучше так: Бог есть то неограниченное Все, чего человек сознает себя ограниченной частью. Истинно существует только Бог. Человек есть проявление его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявление Бога в человеке (жизнь) соединяется с проявлением (жизнями) других существ, тем больше он существует. Соединение этой своей жизни с жизнями других существ совершается любовью..."


А еще за год до этого он писал:
«Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие. Мы все должны найти, каждый в своей вере, то, что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего, держаться того, что обще».

Из Москвы спасать Толстого приехало шестеро врачей, но на их предложения помочь он лишь ответил: «Бог всё устроит». 
И при этом, Толстой не пустил к себе игумена Оптиной пустыни старца Варсонофия! За несколько дней до этого, посещая пустынь, Толстой не пошел к старцу, сказав, что не может этого сделать, поскольку отлучен от церкви. Теперь старец приехал к нему сам. Но Толстой его не пустил. А еще в  1909 году он написал в дневнике:
«Как бы не придумали они чего-нибудь такого, чтобы уверить людей, что я „покаялся“ перед смертью. И потому заявляю, кажется, повторяю, что возвратиться к церкви, причаститься перед смертью, я так же не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные картинки, и потому все, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и причащении, — ложь».

Параллельно этому все последние дни вокруг Толстого происходила настоящая драма и разборки, от которых он, по сути, и бежал. К Толстому приехала его жена Софья Андреевна и его друг, секретарь и издатель Владимир Чертков. Жену, с которой, Толстой прожил 48 лет, как и старца Варсонофия, он приказал к себе не пускать, а Чертков провел при нем все последние дни.
Проблема была очень серьезная. Большинство историков считает, что именно концептуальный конфликт между женой и Чертковым вызвал уход Толстого. Чертков – основатель толстовской общины – считал, что произведения писателя должны принадлежать всему человечеству, жена же писателя считала, что это достояние семьи. Справедливости ради, надо сказать, что основания у нее для этого были – она лично шесть (а тои восемь!) раз переписывала «Войну и мир», и, кроме того, заботилась об их многочисленных детях. Возможно, она просто предпринимала неверные, чересчур экзальтированные действия по защите своих интересов, что выводило конфликт в очень острые фазы. Но в результате факт остается фактом – мужа перед смертью она увидеть не смогла. Есть даже фотография, на которой Софья Андреевна вся в черном заглядывает в стекла Озолинского дома, пытаясь увидеть, что там внутри. И все же, Толстой упомянул ее в своем последнем обращении к детям:
"Милые мои дети, Таня и Сережа! Надеюсь, что вы не попрекнете меня за то, что я не призвал вас. Призвание вас одних без мамы было бы великим огорчением для нее, а также и для других братьев. Вы оба поймете, что Чертков, которого я призвал, находится в исключительном положении по отношению ко мне. Он посвятил свою жизнь на служение тому делу, которому я служил последние сорок лет моей жизни. Дело это не столько мне дорого, сколько я признаю - ошибаюсь или нет - его важность для всех людей и для вас в том числе...
Еще хотел прибавить тебе, Сережа, совет о том, чтобы ты подумал о своей жизни, о том, кто ты, что ты, в чем смысл человеческой жизни и как должен проживать ее всякий разумный человек. Те усвоенные тобой взгляды дарвинизма, эволюции и борьбы за существование не объяснят тебе смысл твоей жизни и не дадут руководства в поступках; а жизнь без объяснения ее значения и смысла и без вытекающего из нее неизменного руководства есть жалкое существование. Подумай об этом. Любя тебя, вероятно, накануне смерти, говорю об этом. Прощайте, старайтесь успокоить мать, к которой я испытываю самое искреннее чувство сострадания и любви. Любящий вас отец Лев Толстой".


Тут, кстати, следует отметить и отношение Толстого к научному подходу к жизни, о котором он говорит сыну. Об этом он издевательски писал еще в 1881 году в своей «Исповеди»:
«Вообще отношение наук опытных к вопросу жизни может быть выражено так: Вопрос: Зачем я живу? – Ответ: В бесконечно большом пространстве, в бесконечно долгое время, бесконечно малые частицы видоизменяются в бесконечной сложности, и когда ты поймешь законы этих видоизменений, тогда поймешь, зачем ты живешь».

Толстой скончался 20 ноября в 6 часов 5 минут утра в доме Озолина. Тотчас телеграфом отправили срочное сообщение по многим адресам: «Скончался». А уже в 16-00 Иван Озолин установил на доме белую мраморную табличку с золотыми буквами: «Здесь скончался Лев Николаевич Толстой 7 ноября 1910 года».

Причем разрешение на установку доски просили лично у министра путей сообщения (кто сейчас вспомнит этого министра?) Но интересно, что на здании вокзала кроме таблички памяти Толстого, все-таки есть и еще табличка отмечающая вклад нынешнего РЖД (кто вспомнит через пару десятко лет фамилию Якунина?)


Мое путешествие
Из Астапово 21 ноября в Ясную Поляну отправился кортеж, где, по завещанию писателя, он хотел быть похоронен. Гроб сопровождали и крестьяне из Ясной Поляны, которые несли полотнище: «Дорогой Лев Николаевич! Память о твоем добре не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны». Именно этот маршрут я и хотел повторить. Но сначала я познакомился поближе с Астапово.


Астапово (и поселок, и станция) были переименованы в «Лев Толстой» в ноябре 1918 года. Сейчас это совсем маленькое поселение с 8500 человек жителей, но при этом районный центр Лев-Толстовского района. С 1927 годя статус поселения был повышен до поселка городского типа, но в 2005 в связи с разборкой железнодорожных веток вновь снят. Фактически сейчас поселение существует благодаря музею Толстого – в поселке все связано с его именем.

То, что связано с Толстым получило статус региональных памятников.

Но, откровенно говоря, единственное архитектурная особенность поселка – странная водовзводная башня, каким то чудом сохранившаяся.



Артефакты
Мой дальнейший маршрут лежал через Данков, о котором я как то упоминал здесь. Далее – строго на запад в Тульскую область. Как обычно, на границе между областями дорога полностью пропала – ощущение было полное, что здесь прошла война. Но я был к этому готов, а кроме того, меня ждало небольшое ответвление от пути.


Дело в том, что я заранее обнаружил, что на моем пути лежит странный артефакт – некий Конь-Камень. Он расположен уже на территории Тульской области километрах в пяти в сторону от дороги рядом с селом Козье. Естественно, что я поехал туда. Я пересек любимою мной Красивую Мечу по полуразрушенному мосту.

Дальше я по грунтовым дорогам, идущим по лесам и косогорам, добрался до камня. Последний подъем по склону к камню после только что прошедшего дождя дался автомобилю не просто.
Этот мегалит представляет собой огромный камень весом в 20 тонн, который  стоит на трёх других валунах как на ногах.

Его окружают другие валуны. Говорят, что он напоминает по форме конскую голову или тело. Я никакого сходства не заметил.

Важно другое. Это единственный в этих краях мегалит. То, что он не может быть естественного происхождения, говорит тот факт, что на десятки километров тут нет никаких больших камней – ни отдельно стоящих, ни групповых. И то, что он не просто лежит в земле, а установлен на возвышенности на трех камнях, однозначно говорит о его сакральном назначении.  Есть на нем и канавка треугольного сечения, возможно, естественного происхождения, а возможно, вытесана искусственно: она расположена в верхней грани камня и ориентирована на точку горизонта, лежащую за Красивой Мечей, в направлении на юго-восток. А в разбросанных валунах есть странные отверстия. Есть предположение, что некогда мегалит был искусственно разрушен, чтобы прекратить тут языческие культы.


Но все равно, по словам старожилов окрестных сел, Конь-Камень являлся культовым объектом аж до середины XX века! Раз в год совершалось обрядовое опахивание вокруг мегалита, чтобы предотвратить падёж скота. А вообще первое письменное упоминание памятника относится к концу XV века - о нём говорится в описании путешествия в Кафу русского посла А. Голохвастова в 1499 году : «Клалися в судно на Мече у Каменнаго коня». (Кстати, опять к моему обычному удивлению: сейчас и представить себе нельзя Мечу как судоходную реку).
Кстати, вокруг Конь-камня, ввиду его исторической ценности, была введена охранная зона вокруг него радиусом 50 метров, в которой запрещается разводить костры, устраивать свалки мусора и загоны скота, заниматься другими видами хозяйственной деятельности. Когда я подошел к камню, там как раз группа «туристов», пробравшихся к камню на двух машинах, устраивала пикник со всеми атрибутами – выпивкой, громкой музыкой…

Кстати, еще в Липецкой области, перед поворотом на Конь-Камень на трассе я наткнулся на еще один артефакт, но уже другой эпохи. В селе Воскресенское с населением 600 человек, с разрушенной и заросшей церковью и покосившимися избами, стоял, блистающий свежим ремонтом и венком у постамента памятник Клименту Ворошилову.

Видимо, это доблестный маршал, сделал для села с трехсотлетней историей что-то очень-очень важное, если тут так чтят его память. Но спросить было не у кого – ни одного живого человека я не увидел.

Мой маршрут подарил мне и еще один артефакт, которым стал город Ефремов. Город достаточно старинный с интересной историей. Но речь не об этом. Я приехал в Ефремов 19 июня 2013 года, а за месяц до этого  22 мая через Ефремов прошел смерч, разрушивший более 200 домов. Въехав в центр города я сразу увидел многочисленные разрушения.

Так вот, когда я сказал прохожему, с которым разговорился, что очень жаль, что смерч нанес столько вреда городу – прохожий рассмеялся и сказал, что смерч прошел совсем в другом районе Ефремова, а то что я вижу – обычное состояние построек.

Вот так.


А город все-таки подарил мне мои любимые лингвистические открытия. Мало того, что он стоит на впадение реки Уродовки в Красивую Мечу. Так я еще нашел вот такую табличку.

Велик русский язык!

Кстати, я нашел еще одну табличку - на полуразрушенном доме было написано, что именно здесь 15 декабря 1918 года прошел первый съезд Ефремовского отделения РКП(б). Дом почти разрушился, но табличка держится!


Ясная Поляна
Из Ефремова я без проблем доехал до Ясной Поляны, которая расположена в 14 километрах от Тулы в Щекинском районе. Это родовая усадьба Волконских (материнская линия Льва Толстого). 
Именно здесь 28 августа 1828 года родился будущий писатель. В 11 лет он покинул усадьбу, но в 19 лет он получил Ясную Поляну в наследство по разделу. После этого весной 1847 года Толстой оставил учёбу в Казанском университете и вернулся в Ясную Поляну. Переехав в усадьбу, он расширил один из флигелей.

В этом доме писатель прожил более 50 лет и создал в нём большую часть своих произведений, включая «Войну и мир» и «Анну Каренину».

Именно здесь он ставил свои социальные эксперименты.

С 1921 года Ясная Поляна имеет статус музея.

В самой усадьбе много интересного, тут приятно даже просто гулять.

 

Собственно усадьба и парк содержатся хорошо.

Объекты регулярно реставрируют.

Но территория заповедника очень большая. 

И часть территории и объектов в удручающем состоянии. Более того, пережив войну, усадьба с трудом удерживает оборону от современных деловых людей. Администрация района передала под коттеджную застройку три больших земельных участка на территории охранной зоны заповедника под 500 коттеджей. Только вмешательством Премьер-министра это решение было отменено, и заповеднику придали статус памятника Федерального значения.

Но меня в Ясной Поляне интересовала, прежде всего, последняя точка пути Льва Толстого – его могила.

Она расположена по его завещанию в лесу в местечке Старый Заказ, на краю оврага. Место выбрано не случайно - это место «зелёной палочки». Легенду о зелёной палочке Толстой услышал в детстве от своего 12-летнего брата Николая. Он объявил семье о великой тайне, которую если раскрыть, то никто больше не умрёт, не станет войн и болезней, все станут счастливыми и люди будут «муравейными братьями». Надо лишь найти зелёную палочку, зарытую на краю оврага - на ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев» и мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. В конце жизни Толстой написал: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю Бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
В завещании Толстого было сказано: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зелёной палочки». Так похороны и прошли. И на могиле Толстого до настоящего момента нет ни ритуальных атрибутов – креста и т.п., ни памятника, ни даже ограды.

И это самое большое доказательство истинного величия Толстого

В завершение мне очень хочется привести цитату из II главы «Исповеди». Она очень большая, но зато может быть рассмотрена с точки зрения тематики нашего портала. Для этого достаточно только слова «литература», «поэзия», «творчество»  заменить на «единоборства», «каратэ» и т.п. И вы оцените гениальность Толстого!

«Вера эта в значение поэзии и в развитие жизни была вера, и я был одним из жрецов ее. Быть жрецом ее было очень выгодно и приятно. И я довольно долго жил в этой вере, не сомневаясь в ее истинности. Но на второй и в особенности на третий год такой жизни я стал сомневаться в непогрешимости этой веры и стал ее исследовать. Первым поводом к сомнению было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. Одни говорили: мы – самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нужно, а другие учат неправильно. А другие говорили: нет, мы настоящие, а вы учите неправильно. И они спорили, ссорились, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. Кроме того, было много между ними людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих корыстных целей с помощью этой нашей деятельности. Все это заставило меня усомниться в истинности нашей веры.
Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убедился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам – много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни – но самоуверенные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта – обман.
Но странно то, что хотя всю эту ложь веры я понял скоро и отрекся от нее, но от чина, данного мне этими людьми, от чина художника, поэта, учителя – я не отрекся. Я наивно воображал, что я – поэт, художник, и могу учить всех, сам не зная, чему я учу. Я так и делал.
Из сближения с этими людьми я вынес новый порок – до болезненности развившуюся гордость и сумасшедшую уверенность в том, что я призван учить людей, сам не зная чему.
Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей (таких, впрочем, и теперь тысячи), мне и жалко, и страшно, и смешно – возникает именно то самое чувство, которое испытываешь в доме сумасшедших».

 

Константин "Кот" Белый, 2015

Ответить



Комментарии










Объявления
Новости с Твиттера

Колонка редактора

Вопросы редактору

Библиотека
Советуем приобрести:

Скидка 10% - промокод 
"БУСИДО"
Тэги
Меценаты

Благодарим за помощь!

Антилопа Рибок

Партнеры

 Приглашаем к сотрудничеству!


 

Информпартнеры
Поможем друг другу!

Поддержи нас

Яндекс.Деньги:     41001377922814
Web-money:             P010404482101
Наш баннер:          

 


 

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru   
    - знак авторских материалов. При использовании авторских материалов обязательно получение согласия редакции сайта. При использовании любых материалов сайта обязательно наличие явной прямой ссылки на сайт "Бусидо. Путь воина".
"Бусидо. Путь воина". © РОО СК "Бусидо". Все права защищены. Дизайн: © РОО СК "Бусидо"; Студия "Deeplab". 2009
Выражаем огромную благодарность Алексею Смирнову за помощь в администрировании и поддержке сайта!
Редакция: ad [@] bushido.ru
СК "Бусидо" основан в 1990 году
Портал "Бусидо. Путь воина" открыт 1 апреля 2009 года